вторник, 8 марта 2011 г.

Катастрофа АНТ-20

Редкое упоминание о "Максиме Горьком" обходится без шельмования хулигана Благина. А поскольку историей авиации увлекаюсь с детства, и ни одной мало-мальски приличной книги о советской авиации без упоминания данного события не обходится - образ стал просто навязчив.
Так и представляю себе полуграмотного рабоче-крестьянского лихача с бунтарской натурой, восхотемшего выпендриться пред честным народом да боярами. Этакий "а-ля Чкалов", но попроще и понеудачливей. Почему попроще? - потому что настоящий Чкалов был более утонченной натурой, прятавшейся за вышеописанным имиджем, но дело не в этом. Дорвался, значит, стервец - и погубил все дело.
Ан, оказывается, нет. Вредитель-то - из дворян! Бывших, конечно. Вот Начальник Главного управления гражданского воздушного флота И.Ф. Ткачев так и сказал:
«Благин с хулиганским упорством начал делать фигуры высшего пилотажа вблизи самолета‑гиганта. В этом человеке прорвалась не вытравленная еще дикая, анархическая натура; он воспользовался тем, что в воздухе нет препятствий для ее хулиганских проявлений».

Вот они какие, дворяне-то бывшие. Травила, значит, в них советская власть натурку-то душегубскую - да вот дудки! Прорвалась натура-то.
Не чета сознательным рабоче-крестьянам, чай! У тех, небось, немецкая педантичность в крови. Впрочем, лучше привести дальнейший текст целиком, ровно с окончания цитаты:
Дело в том, что Николай Павлович Благин — сын потомственного дворянина, полковника царской армии. Получил хорошее образование: летом 1920 года окончил теоретические курсы авиации при дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец», Московскую школу авиации и затем высшую школу военлетов. В 1930 году стал инструктором 1‑го разряда в Научно‑испытательном институте ВВС РККА, а в январе 1932 года принят в ЦАГИ ведущим летчиком‑испытателем при ОКБ А.Н. Туполева. По отзывам работников ЦАГИ, Николай Благин летал на всех типах самолетов; прекрасный товарищ, любил летную работу, проявлял склонность к изобретательству. Провел ряд ответственных испытаний авиационного вооружения и стартовых пороховых ускорителей тяжелого бомбардировщика ТБ‑1 — по тому времени большая новинка. Старший летчик Григорий Степанович Малиновский, очевидец гибели «Максима Горького», убежден, что всегда дисциплинированного и имевшего прекрасную репутацию летчика ЦАГИ Николая Благина уговорило совершить этот «высший пилотаж», ставший для самолета роковым, некое высокое начальство. «Самый бесшабашный лихач ни за что не будет подвергать опасности, столь явной, жизни других, — говорил Малиновский. — А на борту „Максима Горького“ было полно пассажиров… И по своей инициативе Благин не стал бы рисковать чужими жизнями… Ведь и кинохронику пригласили! В оригинале обращают на себя внимание «усеченные» при редактировании Сталиным абзацы. Даже если бы «мертвая петля» вокруг крыла летящего гиганта закончилась благополучно, Благина немедленно бы судили. Но кем‑то ему была явно гарантирована безопасность!» Подобного мнения придерживался летчик‑испытатель Владимир Коккинаки, дважды Герой Советского Союза: «Темное дело. Но, скорей всего, бедному истребителю просто‑напросто устно приказали совершить высший пилотаж для вящего эффекта, пущей демонстрации контраста, мощи и искусства советской авиации. А он — подчиненный, к тому же дворянского происхождения, однажды не прошедший пресловутую партийную чистку и здорово дороживший престижным местом, — не в силах был отказаться от рискованной операции. А когда его тоже не стало, на исчезнувшего, как водится, взвалили все грехи, умывая начальственные руки». Скорее всего, начальство ЦАГИ предложило Благину совершить петлю во время полета в «рекламных» целях, перед объективом кинокамеры. (Начальником ЦАГИ был Н. Харламов, подтвердивший такое указание, но затем, в газете «Правда» от 20 мая 1935 года, всю вину переложивший на Благина.) Опытный летчик выполнил прихоть начальства. Правда, он заменил классическую «мертвую петлю» неправильной «бочкой» с большим радиусом. С земли для наблюдателя это казалось «мертвой петлей» и выглядело весьма эффектно. Летчик‑испытатель, Герой Советского Союза М.А. Нюхтиков, посмотревший хронику в ЦАГИ, свидетельствует, что Благин выполнил благополучно две эволюции и только на третьей таранил «Максима Горького», явно не справившись с управлением."

Ну и так далее. Полный текст найден на нескольких источниках и его авторство установить не удалось. Если кто подкинет данных - с удовольствием размещу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий