Поскольку в технике меня интересует человеческий фактор, а в социуме - наоборот, техника, начал просмотр с «деятелей отрасли».
Из наиболее интересных показались материалы по Келдышу, в частности, о мучивших его противоречиях и трагической кончине. Также понравилась подборка про Бартини (особенно понравилась фраза «а если наперерез»). Стали понятны причины неприязни Устинова к Грабину, и так далее.
Дошла очередь до Дмитрия Козлова - ведущего конструктора «семерки» и, впоследствии, разведывательных спутников. Сам Д.И. - фронтовик-доброволец, прошедший войну почти с начала (!) и вплоть до демобилизации по инвалидности после третьего ранения. Редко какой конструктор участвовал в той войне непосредственно; и далеко не каждый фронтовик имеет подобный военный стаж.
Будучи соратником Королева, рекомендовал того, еще не реабилитированного, в члены партии; потом был послан в Куйбышев организовывать производство «семерки», да так там и остался. Прожил 90 лет; последние спутники собирал в долг нищему правительству РФ (о погашенности долга за них не знаю, но думаю, что в свете изменившихся приоритетов это свершилось. В прочем, в свете тех же приоритетов, отечественный спутники вряд-ли кому нужны - но это надо прозондировать).
И вот, значит, приезжает он в Самару - дабы переориентировать крупнейший в стране авиационный завод (чуть ли не с номером 1, а может, даже и с ним) на выпуск ракетной техники.
Здесь нужно сделать маленькое отступление.
Фильма, посвященных Д.И., на сайте было три. И в первых двух сюжет протекал по вышеописанной канве. Поэтому, третий фильм смотреть как-то не хотелось - тем более, выпущен был он ГТРК «Самара». Ну, казалось бы, что выдающегося могут сделать на местном телеканале? Ну, свое предприятие самарцы любят; ну, будут там, небось, дифирамбы советским достижениям петь, да вселенский плач по утерянному устраивать; никто не спорит - но скучно же.
Так можно было подумать и фильм не смотреть. Но я-таки превозмог себя и приступил к просмотру. И не прогадал. Потому как последовательность изложения, сдобренная умелой интригой и малоизвестными фактами - впечатлили.
Во-первых, в Куйбышев приезжал Хрущев - в разгар нашей широкомасштабной ракетной эры. Я специально не гуглю, дабы, так сказать, донести свежесть впечатлений без всяких там уточнений.
Время это было, насколько я понимаю, конец 50-х - времена тяжелые, хотя голод первых послевоенных лет уже вроде как минул. Но в Самаре, видимо, совсем уж туго было - а речь ведь идет о работниках авиапрома: у тех, если голова забита бытом, можно из-за производственного недосмотра и сесть.
Я когда услышал об обилии точного производства и одновременно отсутствии нормальных условий жизни, сразу почуял недобро-знакомое ощущение дежавю - разумеется, не собственного. Где-то похожее уже было.
И, вот, значит, собрался народ на центральной вроде как площади. Никиту Сергеича встречать. А тот вышел на публику уже навеселе и в несколько воинственном расположении духа, вследствие чего начал делать массам неподобающие замечания.
И те, говорят, его послали. Как именно - в фильме говорилось двояко. То ли начали матом крыть, то ли помидорами кидали - но и то, и особенно другое, маловероятно. Скорее, поднялся воинственный гам.
Тут ведь что характерно. Собрались не какие-нить забулдыги «выпил_и_весь_ день_свободен» или работяги «стакан_после_смены=святое дело». Мол, давайте, типа побузим - чавой-то нас, рабочий класс, ущемляют в нашем же государстве. Такой контингент, подозреваю, стоял бы с поджатыми хвостами - у них чутье в основном на слабину.
А возмутились, повторюсь, работники отрасли, где, например, незашплинтованная гайка, приведшая к выявленному дефекту (вибрации носовой стойки, например), не просто может угробить с десяток человек - а имеет конкретного виновника, несущего за это уголовную ответственность.
И вот эти недоедавшие и обделенные люди Никиту Сергеича-то и освистали. Того срочно эвакуровали по сталинскому коридору не то на вокзал, не то в аэропорт - и поминай как звали. Обиделся, значит, он. Хотя по цехам пробежать успел.
Тут надо еще упомянуть, что во время войны эвакуация правительства должна была производиться именно в Куйбышев - и частично она, эвакуация, и состоялась. И даже тело Ильича в саркофаге туда перевезли - охлаждение которого обеспечивала холодильная установка Бармина, к слову - впоследствии конструктора стартовых комплексов.
И часть работников авиапрома, надо думать, еще помнила Москву. А им устроили голодные производственные будни.
А мы знали только о Новочеркасске.
Еще в фильме рассказывалось о судьбе космического корабля «Звезда», который был полностью пилотируемым, то есть - имел спускаемый аппарат. А с Союзами тогда не клеилось. И Мишин уговорил Козлова подписать «отречение» от своего детища фактически в пользу «Союза». Было это до гибели Комарова или нет - опять-таки, не изучал. Слишком обширная тема. Но наработками самарского коллектива Мишин воспользовался; остальное уничтожили. И Козлов с этим как-то жил.
О, эта советская манера все неудобное пилить, прессовать, резать, разбивать. Нео-варварство. И у этих дел же были конкретные исполнители. «Им приказали». И никто (хочется верить, что почти никто) не прикинулся больным, хромым, убогим. А кто-то, небось, это делал и с наслаждением. «Ишшь, понап-придумывали, суки ученые». И я бы наверное, это делал и стадности.
Интересно еще и то, что у Генерального конструктора был дизайнерский отдел, деятельность которого еще надо бы проанализировать. Фундаментально они подошли к проектированию своего космического аппарата.
Но волнует другое: получается, не закройся «Звезда» - у нас было бы два типа КК, и в частности, спускаемых аппаратов. Многообещающе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий