Не далее чем
вчера, побуждаемый записью
френда, скачал сабж и просмотрел.
Ощущения
крайне двойственные. Начало/середина
для меня, как поклонника технической
мистики — интересные. На первой трети
начинаешь беспокоиться: хронометраж
тикает, а события как бы только
разворачиваются. Одновременно начинаешь
понимать, что фильм философский. Далее
идет как бы кульминация, а вместо развязки
вдруг начинается непонятная тягомотина,
скомканная концовка и неожиданный
финал.
О технических
и военных недостоверностях не говорю
— фильтрую всё на автомате; лента и не
о том.
Последующие
сутки всё порывался сесть и написать
обширную запись о двух частях: вначале
«своими глазами», а потом «как это можно
истолковать».
Но что-то не
хочется. Можно сказать — «мол, если так
маешься, значит фильм зацепил». Это так.
Но меня угнетает незавершенность не
сюжетной линии (эка невидаль) — а именно
двойственность авторского посыла.
Двойственность
эта еще и в квадрате.
Ибо непонятно
— Карен Шахназаров предостерегает ли
нас от неофашизма (который в наше время
может быть приписан немцам и русским,
а к примеру, туркам и грузинам — нет,
ибо неполиткорректно) — или же он реально
поставил вопрос ребром, намекнув на
практикующуюся однобокость его подачи.
Потому как известный персонаж в конце
фильма внезапно говорит вполне
рациональные вещи. Это первая дилемма.
Вторая —
неужели автор абсолютизирует русский
дух до чувственного начала, а прусский
— до полной, мертвенной, рациональности?
Неужели в немецкой педантичности он не
видит биения живой жизни, которая как
раз на скелет пресловутой шаблонности
и опирается? Да и вообще, это тупиковый
путь — противопоставлять тевтонской
упорядоченности не русскую смекалку
(ибо это явления одного, по-существу,
характера, но разных направленностей),
а некий иррациональный «особый путь».
То есть умный немец создал железку, с
которой может справиться только русский
дух, хотя и омертвленный. Не техника, не
система, не образ мышления, а вот хоть
тресни — обязательно блаженный русский
танкист, поехавший головой — или, может,
переродившийся.
И тут появляется
даже третья догадка — может, экранизированное
противостояние — это и вовсе аллегорическая
борьба Зла с Добром? Первое достаточно
механистично, ибо Дьявол не творец,
второе же, скажем так, креативно: тут
налицо и техническая составляющая (в
виде модернизированной «тридцатьчетверки»,
всё равно недотягивающей до «Тигра»)
но она второстепенна, так как самое
главное — составляющая человеческая.
Ибо миссия Добра (т. е. Бога) касается
спасения душ людей, а не техники, а раз
так — то
пусть человек ситуацию и исправляет.
Нестыковка тут, однако, в том, что Найденов
— уже не
человек, а субъект, порожденный войной.
Один из главных героев так своему
начальству и сказал.
То есть
соревнуются два таких себе милитарных
воплощения Добра и Зла, но между собой
они, в отличии от религиозных аналогий,
общих истоков не имеют. И русское
воплощение изначально имеет человеческий
вид, а германское — нет:
мы даже не знаем, кто в этом Тигре внутри.
Я вообще с опаской думал, что он окажется
радиоуправляемым и наш простофиля зря
подставлялся; ан нет, мистику-таки
дожали.
Но тут мне
на помощь пришел товарищ, который,
прочитав этот текст, заявил, что на самом
деле посыл фильма — это беспощадность
войны, требующей жертв не только
физических, но и духовных. Т.е. она
становится средой появления новых
сущностей, которые, играя меж собой в
войнушки, попутно перемалывают массу
вполне себе нормальных жертв. И если
«Белый Тигр» и Найденов — существа
[полу]мистические, то
генералы, не кушамшие в жизни клубнику
из-за своих важных батальных дел —
такими жрецами военного Молоха и
являются.
Очень
понравился актер, исполняющий главную
роль — она сыграна безупречно.
В-общем —
каждый найдет что хочет. Ваш покорный
слуга вон сколько накопал; фильм
посмотреть стоит.
Я нашел там
еще и отличное звуковое сопровождение,
имеющее в основе музыку Вагнера, блестяще
обработанную композиторами Константином
Шевелёвым и Юрием Потеенко. Они сделали
мелодию в тревожно-завораживающем стиле
и теперь я буду искать увертюру
«Тангейзера» хоть в какой-нибудь
обработке, потому как оригинального
саундтрека на этот фильм нет. Есть
отличная песня Михаила Калинкина «Танк
из болота», только в фильме встречена
она не была, даже в самых дальних титрах.
Но еще лучше
— прочитать роман Ильи Бояшова «Танкист
или «Белый Тигр». Для любителей технической
мистики — самое то. Хотя оптимизма в
романе мало — сколько их сгорело, тех
«коробок»...а сравнения с немецкими
потерями нет. Картинка складывается
однобоко-безрадостная, и её не хочется
замечать, ведь для объективности нужны
дополнительные материалы.
После первых
впечатлений нашел ссылки о фильме.
Исходный текст, однако, править не стану.
Ссылки:
"Интервью":
Карен Шахназаров о своей работе - ленте
"Белый тигр" http://www.m24.ru/videos/3265
Ну
и сам сайт. Добротно сделан:
http://www.whitetiger.mosfilm.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий