суббота, 17 ноября 2012 г.

«Белый тигр», х/ф


Не далее чем вчера, побуждаемый записью френда, скачал сабж и просмотрел.
Ощущения крайне двойственные. Начало/середина для меня, как поклонника технической мистики — интересные. На первой трети начинаешь беспокоиться: хронометраж тикает, а события как бы только разворачиваются. Одновременно начинаешь понимать, что фильм философский. Далее идет как бы кульминация, а вместо развязки вдруг начинается непонятная тягомотина, скомканная концовка и неожиданный финал.

О технических и военных недостоверностях не говорю — фильтрую всё на автомате; лента и не о том. 
Последующие сутки всё порывался сесть и написать обширную запись о двух частях: вначале «своими глазами», а потом «как это можно истолковать».
Но что-то не хочется. Можно сказать — «мол, если так маешься, значит фильм зацепил». Это так. Но меня угнетает незавершенность не сюжетной линии (эка невидаль) — а именно двойственность авторского посыла.
Двойственность эта еще и в квадрате.
Ибо непонятно — Карен Шахназаров предостерегает ли нас от неофашизма (который в наше время может быть приписан немцам и русским, а к примеру, туркам и грузинам — нет, ибо неполиткорректно) — или же он реально поставил вопрос ребром, намекнув на практикующуюся однобокость его подачи. Потому как известный персонаж в конце фильма внезапно говорит вполне рациональные вещи. Это первая дилемма.
Вторая — неужели автор абсолютизирует русский дух до чувственного начала, а прусский — до полной, мертвенной, рациональности? Неужели в немецкой педантичности он не видит биения живой жизни, которая как раз на скелет пресловутой шаблонности и опирается? Да и вообще, это тупиковый путь — противопоставлять тевтонской упорядоченности не русскую смекалку (ибо это явления одного, по-существу, характера, но разных направленностей), а некий иррациональный «особый путь». То есть умный немец создал железку, с которой может справиться только русский дух, хотя и омертвленный. Не техника, не система, не образ мышления, а вот хоть тресни — обязательно блаженный русский танкист, поехавший головой — или, может, переродившийся. 
И тут появляется даже третья догадка — может, экранизированное противостояние — это и вовсе аллегорическая борьба Зла с Добром? Первое достаточно механистично, ибо Дьявол не творец, второе же, скажем так, креативно: тут налицо и техническая составляющая (в виде модернизированной «тридцатьчетверки», всё равно недотягивающей до «Тигра») но она второстепенна, так как самое главное — составляющая человеческая. Ибо миссия Добра (т. е. Бога) касается спасения душ людей, а не техники, а раз такто пусть человек ситуацию и исправляет. Нестыковка тут, однако, в том, что Найденовуже не человек, а субъект, порожденный войной. Один из главных героев так своему начальству и сказал. 
То есть соревнуются два таких себе милитарных воплощения Добра и Зла, но между собой они, в отличии от религиозных аналогий, общих истоков не имеют. И русское воплощение изначально имеет человеческий вид, а германскоенет: мы даже не знаем, кто в этом Тигре внутри. Я вообще с опаской думал, что он окажется радиоуправляемым и наш простофиля зря подставлялся; ан нет, мистику-таки дожали.
Но тут мне на помощь пришел товарищ, который, прочитав этот текст, заявил, что на самом деле посыл фильма — это беспощадность войны, требующей жертв не только физических, но и духовных. Т.е. она становится средой появления новых сущностей, которые, играя меж собой в войнушки, попутно перемалывают массу вполне себе нормальных жертв. И если «Белый Тигр» и Найденов — существа [полу]мистические, то генералы, не кушамшие в жизни клубнику из-за своих важных батальных дел — такими жрецами военного Молоха и являются.
Очень понравился актер, исполняющий главную роль — она сыграна безупречно.
В-общем — каждый найдет что хочет. Ваш покорный слуга вон сколько накопал; фильм посмотреть стоит.
Я нашел там еще и отличное звуковое сопровождение, имеющее в основе музыку Вагнера, блестяще обработанную композиторами Константином Шевелёвым и Юрием Потеенко. Они сделали мелодию в тревожно-завораживающем стиле и теперь я буду искать увертюру «Тангейзера» хоть в какой-нибудь обработке, потому как оригинального саундтрека на этот фильм нет. Есть отличная песня Михаила Калинкина «Танк из болота», только в фильме встречена она не была, даже в самых дальних титрах.
Но еще лучше — прочитать роман Ильи Бояшова «Танкист или «Белый Тигр». Для любителей технической мистики — самое то. Хотя оптимизма в романе мало — сколько их сгорело, тех «коробок»...а сравнения с немецкими потерями нет. Картинка складывается однобоко-безрадостная, и её не хочется замечать, ведь для объективности нужны дополнительные материалы.

После первых впечатлений нашел ссылки о фильме. Исходный текст, однако, править не стану.
Ссылки:
"Интервью": Карен Шахназаров о своей работе - ленте "Белый тигр" http://www.m24.ru/videos/3265
Ну и сам сайт. Добротно сделан: http://www.whitetiger.mosfilm.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий