вторник, 5 марта 2013 г.

О вредных заказчиках и профессионализме.


Никогда, никогда, никогда не работайте с заказчиками, которые вам сразу не понравились. Принцип «стерпится-слюбится» тут неуместен.
Казалось бы, фрилансерская практика способствует более придирчивому отбору. Отбору не в том плане, что исполнитель сидит как принцесса на горошине и разговаривает с потенциальными работодателями через нижнюю губу, нет. Речь, скорей, в аккуратном прощупывании поведения заказчика. Делается это не нарочно, а вполне естественно — в ходе оговаривания Технического Задания, если оно вообще есть. Кстати если у заказчика нет ТЗ — это уже плохой признак, но не всегда.

В наших краях такое личное качество как дотошность, считается недостатком. Дотошных не любят; может потому, что часть таких людей не столько дотошные, сколько душные. А может потому, что небрежно сделанное дело дотошному человеку не спихнешь и другую часть людей это раздражает.
Вообще, конечно, Богу — богово, кесарю — кесарево. Ничто не мешает педантичному человеку после работы "отрываться по полной". Но, как правило, скрупулезность отдельно взятого человека даже в отдельно взятой сфере как-то автоматически проецируется на все остальное; по личному опыту знаю - преломить на этот счет мнение коллег за пределами работы — сверхзадача. Нужно реально чудить. Почему «нужно», спросите вы? Не хочешь — не чуди. А потому что при такой постановке задачи других вариантов нет: или ломаешь стереотипы, или  находишься в социальном вакууме.
Короче, без усилий никуда. Быть самим собой получается в более поляризованном варианте. 
Но вот при работе на себя, именно наличие дотошности - однозначное благо. Именно это качество позволяет  последовательно «вскрывать ПВО противника». В процессе чего большая часть потенциально неблагонадежных заказчиков, как правило, отсеивается и работа начинается преимущественно уже с милыми и доброжелательными людьми.
Разумеется, таковыми они кажутся по интернету и об их реальном поведении я ничего не знаю — может и к лучшему. Но уж если дело доходит до реальной работы — она идет конструктивно. И все благодаря превентивно-заградительным мероприятиям.
Людям, не имеющим подобного жизненного выбора, данные сентенции могут показаться дикими, если не кощунственными. Но спешу вас успокоить, дорогие офисные друзья: и автору этих строк приходилось поневоле иметь дело с персонажами, общение с которыми было на пределе душевных сил. Это повлияло на дальнейший образ жизни и способ работы.
И вот по мере приобретения навыков и портфолио совокупный объем горького опыта заставил прийти к выводу: спокойствие-дороже. Лучше отложить покупки, сэкономить, в конце концов — недоесть, но не втягиваться в проект, изначально бороздящий твой душевный комфорт мелкими, но болезненными заусенцами. Ибо за ними следуют крючья.
В тех случаях, когда я шел на поводу у собственной слабохарактерности, приходилось горько раскаиваться.
Недавний заказ, вымотавший мне все нервы, и заставил написать этот очерк. Но не только написать, но и сделать выводы: будь бдителен товарищ! Цени спокойных и системных клиентов! Ищи их сам!
Есть в наших краях еще одна тенденция: хороший специалист-де, имеет право периодически впадать в неадекватность на фоне непрерывно зашкаливающего самомнения. Доходит порой до смешного — если ты держишь себя тихо и скромно — часть социума воспринимает это не только как неуверенность и слабость (это еще ладно), но и как непрофессионализм. То есть надо, как говорится, уметь себя поставить и подать.
Иные индивиды настолько преуспевают на этом поприще, что просто диву даешься — этому где-то учат — или у них врожденное? Во времена, когда я начал задавать себе таки вопросы, тренингов «проведения переговоров» еще не было. Такому «искусству» учили только в специализированных структурах типа ВПШ или «компетентных органах».
И если с обученными там «все понятно», то наличию врожденной заносчивости и умению влиять на людей я искренне завидовал.
Лишь со временем укрепилась уверенность, что настоящий профессионал должен быть скромным и учтивым. Не слабым и бесхарактерным, а именно – спокойным и деликатным человеком, которому нет смысла прятать свою тонкую душевную организацию под всякими напускными грубоватыми личинами.
Подчеркну — речь идет именно об уважении к себе подобным (если, конечно же, таковые не сделали чего-либо, начисто отменяющего этот факт). Сам человек при этом может быть оригинальным, смешным, чудаковатым или придурошным — то есть, кстати, субъектом по-своему свободным. Но изначальная установка по отношению к людям должна исключать всякое высокомерие и спесь. В любых формах. На уровне мысленного пресечения подобных позывов, а если они возникли — покаяния. Личностного, конечно.
Это делается не только из человеколюбия и необходимости духовного, так сказать, роста. А и в силу вполне себе рациональных соображений: во-первых, с гордыней, затмевающей разум, легче бороться не то что в зародыше — а даже на уровне первопричин.
Во-вторых — лишь свободный от неё человек способен сделать что-либо по-настоящему нужное и цельное.
Таким образом, те основные заповеди, которые исповедуют мировые религии, в первую очередь — христианство, являются изначально логичными. Что, конечно же, не отменяет трудность их выполнения, и даже наоборот — чем труднее следование, тем строже закон.
На фоне всего этого очень тяжело соседствовать с людьми, которые успешно сочетают талантливость с чувством собственной непогрешимости. Но это следует воспринимать как испытание, которое нужно преодолеть именно что рационально.
Хуже, однако, другое: при постоянном раздражении со стороны иногда можно скатиться в то же самое. Проиллюстрируем на примерах успешного и неуспешного сотрудничества.
В первом случае привожу отзыв в свой адрес, опубликованный на сайте биржи удаленной работы:
Доволен сотрудничеством. Хорошее качество работ, точно выдержанные сроки. Неизменно благожелателен в переписке. В общем – однозначный "+", рекомендую.
А вот — выдержка из последнего письма уже другого заказчика:
Никогда не встречал человека с большим гонором, чем у вас.
Складыввется впечатление, что удел всех ваших заказчиков восхищаться вашей компетентностью и исполнительским мастерством.
И в первом и во втором случае потребовались значительные корректировки проекта, сопровождаемые массой промежуточных действий. Однако разница в отношениях разительна.
Вывод: не следует допускать предпосылок, позволяющих второй стороне приходить к таким выводам, вне зависимости от их объективности. Нет, не надо становиться жертвой и идти на поводу у всех подряд, лишь бы показаться «хорошим». Человекоугодничество — тоже грех.
Но беречь себя от деградации как профессиональной, так и личной — необходимо. И чем раньше — тем лучше.

4 комментария:

  1. Насчет предчувствия ты прав. Если что-то настораживает в человеке с самого начала - с ним не надо работать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, при очной встрече дипломатичный уход значительно труднее.

      Удалить
  2. на самом деле нравиться всем не получиться.
    будешь спокойным - будут пробовать вывести из себя, будешь показывать норов - посчитают не слишком вежливым в лучшем случае.
    в общем, нужно быть собой и обращать внимание на чужие оценки, только для того чтобы понять, насколько человек адекватен и стоит ли продолжать сотрудничество или общение.

    ОтветитьУдалить
  3. Нравится всем задачи и не ставится... Это, скорее, личный кодекс, что действительно входит в упомянутое "Быть собой".

    ОтветитьУдалить