Начиная
с 5-го класса, пришлось столкнуться со
стремительны увеличением веса школьного
рюкзака. В начальных и средних классах
это не составляло большой проблемы,
т.к. школьник сопровождался, как правило,
одним из родителей.
Но
уже в 6-м классе дочь начала потихоньку
ходить в школу сама, что на следующий
год превратилось в систему.
Именно
на средние и старшие классы и приходится
немалая весовая нагрузка — в отдельные
дни масса одних только учебных материалов
достигает 7 кг. А ведь бывает еще и сменная
обувь, одежда и прочие необходимые вещи.
Нагрузки
на спину, таким образом, возросли и с
этим надо было что-то делать.
Вопрос
решался комплексно. Во-первых, любой
ребенок, не имеющий противопоказаний,
должен заниматься спортом. Не
профессиональным и не на износ — но по
возможности регулярным: для укрепления
организма и психики. С этим у нас было
всё в порядке: дочка занималась бальными
танцами, где осанке, как известно,
уделяется первостепенное внимание.
Ходила и на ролики/коньки, летом много
плавала и т.д.
Однако
если на паркете она выглядела как
струнка, то вот в обыденной жизни все
время приходилось делать замечания
касаемо сутулости: сказывалась как
предрасположенность к ней — так и
длительные занятия за неэргономичными
школьными партами.
Лирическое
отступление по поводу парт
В
сидячем положении наш современный
школьник проводит часов пять в школе и
дома еще два-три. Итого восемь часов
нагрузок, несвойственных человеческой
природе: зрительная работа на близком
расстоянии и сидение над горизонтальной
рабочей поверхностью.
Дома
у нас парта, кстати, наклонная.
Искал
её в своё время по всему Киеву — и один
экземпляр найти-таки удалось. Это в 2007
году. Уже этот факт тонко намекает, что
с эрисмановскими партами у нас в стране
было не очень.
И
не только потому, что плохая власть-де,
гнобит простой народ: отсутствовал
социальный запрос. Я проводил опросы —
не менее половины взрослых не понимает
необходимости в специальной парте,
имеющую наклонную столешницу, подножку,
рационально наклоненную спинку и пр.
Не потому, что такая парта дороже —
просто не считают это нужным.
Мне
приходилось работать (дистанционно) с
врачом-специалистом по этому профилю
— Евгением Иосифовичем Райзманом,
практикующим детским хирургом-ортопедом.
В свое время он добился введения в
начальных школах именно наклонных парт
— как это было при СССР и РИ. Я проектировал
по его заказу еще более универсальную
парту, но...сам заказчик куда-то исчез и
пару лет назад работы приостановились.
Очень жаль.
Итак,
мы остановились на том, что даже занятия
спортом в сочетании с домашней
ортопедической партой не давали нужного
эффекта.
Переноска
Второе
средство, которое было пущено в ход как
только дочка встала «на крыло» —
приобретен хороший рюкзак:
Рюкзак
выбирался скрупулезно и результат
превзошел ожидания: эргономика и удобство
обращения — выше всяких похвал. Всё
продумано. Дизайн отличный, материалы
— качественные. Умеют наши делать!
Конечно,
рельефная «ортопедическая» спинка и
правильно подогнанные ремни — большое
дело. Но даже с таким рюкзаком, идти
полтора километра в один конец, из
которых добрая верста в гору — на
любителя.
Третий
путь
Требовалось
радикальное решение по уменьшению веса
переносимого груза. Оно лежало на
поверхности: нужно конвертировать
учебную литературу в электронный вид.
К
тому времени, такое явление как электронный
планшет и электронная книга входили в
нашу повседневную жизнь стремительными
темпами.
Правда,
это казалось окружающих — а сами мы
были как бы в стороне от прогресса,
обходясь минимумом гаджетов. Был значим
и социальный фактор: школа у нас вполне
себе обычная (хотя и неплохая по культуре
школьников), и планшет могли позволить
себе немногие.
Однако
уже год назад в мировом планшетостроении
произошел скачок, и они стали более
доступны по цене. Персонального компьютера
у дочки не было а электронные книги были
отвергнуты вследствие узости их
применения. Требовался портативный
мультимедийный, а точнее, информационный
центр.
Выбор
планшета
Планшеты
с узким экраном формата 16:9 были отвергнуты
сразу: они оптимизированы скорее под
просмотр кино.
Школьные
же учебники (да и все нормальные книги)
имеют соотношение сторон примерно 3:4
– причем это касается как одиночной
страницы, так и разворота. Значит, на
вытянутом мониторе страница будет
помещаться нерационально.
Лично
я нормально воспринимаю вытянутые
мониторы лишь со средних диагоналей;
смотреть на маленькие «полоски» —
пытка. Про золотое сечение тут говорить
не будем — и так все знают.
Второй
аспект — размер монитора: слишком
маленький будет неудобен и вреден для
зрения. Кроме того, изображение придется
часто масштабировать что приведет к
повышенному энергопотреблению и чисто
бытовой суете.
Но
и большой монитор —
дорого. Кроме того, и не всегда удобно.
Поэтому остановился на диагонали в 8
дюймов.
Третий
критерий — производитель и
производительность. На дешевые модели
не ориентировался принципиально:
во-первых, пользоваться изделием будет
подросток, которому не нужны мелкие
раздражающие проблемы, касающиеся
интерфейса и особенно скорости его
работы.
Во-вторых,
малобюджетные производители плохо
оптимизируют конфигурацию. Один из
распостраненных проектировочных
недостатков (преследующих маркетинговые,
впрочем, цели) — сочетание мощного
процессора со слабой батареей, которую
потом сложно заменить.
На
этот счет есть отличная
статья, не поленитесь прочесть.
Написанное в ней подтвердилось со
временем, в ходе эксплуатации нашего
экземпляра.
Особых
мучений с выбором не было: на тот момент
именно ViewSonic
ViewPad VB80a Pro и стоил для своих
характеристик вполне вменяемые деньги
— полторы тысячи гривен.
К нему придавался
акционный чехол:
Планшет
был куплен весной и на протяжении теплого
сезона показал себя превосходно. Но
наступил сентябрь и дочке опять пришлось
каждое утро воспроизводить картину
«Переход Суворова через Альпы».
Сопровождать её все время удавалось не
всегда.
Час
«П» пробил.
Закачка
учебников в планшет
Вот
мы и перешли к теме, ради которой
городилась вся статья. По закону жанра,
она должна быть освещена предельно
кратко :)
Итак,
имеем планшет с операционной системой
Android 4.1.1
Что
нам понадобится для чтения учебников
на нём:
- сами учебники
- программы для чтения ПДФ и файлов djvu
Где
найти учебники в электронном виде
Лучший
ресурс по украинским учебникам, который
был обнаружен — это
http://shkola.yccat.com/index.html.
Разумеется, на просторах интернета
можно найти учебники и россыпью, но
именно на этом сайте всё предельно
систематизировано и в хорошем качестве.
Более
того, все ссылки — прямые, без надоевших
файлообменников. Часть учебников
представлена в обоих форматах — pdf
и djvu. Учебники, например,
нужного мне 8-го класса — все в pdf.
Ресурс,
кстати, русскоязычный. Вот что там
декларируется:
Вся
информация распространяется совершенно
бесплатно.
Цените
труд тех кто вам помогает и помогайте
людям сами.
Что
ж — достойно! Спасибо авторам сайта за
то, что делают сами то, к чему призывают.
Чем
читать на планшете
Были
протестированы две бесплатные программы для чтения pdf-файлов:
- eReader
Prestigio - http://www.prestigio.com/ereader_prestigio
- Mantano
Reader - http://www.mantano.com/
Обе
программы имеют общие качества,
облегчающие работу с учебниками:
- начальный интерфейс в виде «книжной полки», где высвечиваются, в стилизованном виде книги, открытые ранее. Это избавляет школьника в необходимости ковыряться в файл-менеджере и позволяет выбрать нужный учебный материал достаточно оперативно. На уроке это важно;
- привычная для PDA возможность регулировать масштаб а) двойным прикосновением б) сдвиганием/раздвиганием пальцев;
- наличие инверсного режима — буквы белые, фон черный. ИМХО — самая зачетная фишка — меньше слепит под партой, лучше бережет батарейки;
Выбор
пал на «мантану». Причины:
- быстрее подгружаются страницы — опять, таки, на уроке это важно;
- возможность регулировки яркости экрана прямо из программы! Для этого достаточно провести пальцев вдоль левой стороны экрана (которая обычно не используется) вверх или вниз. Очень удобно!
- исключительно удобные режимы просмотра: в вертикальном положении планшета отображается одна страница и их пролистывание производится по горизонтали, как и обычно. Зато в горизонтальном положении планшета, страница вписывается по ширине и видна в укрупненном виде. В этом случае прокрутка и пролистывание происходят вертикально. Таким образом, нет необходимости постоянно щелкать пальцами для масштабирования (хотя и это возможно): для просмотра в укрупненном виде достаточно повернуть планшет и работать в «макро»режиме. Очень продуманная возможность.
А
вот негативный режим отображается
только в ч/б виде: неприятно, хотя и
терпимо.
Среди
нескольких протестированных djvu-читалок
существенных различий между ними
обнаружено не было. Есть универсальная
программа Edroid, открывающая
и pdf и djvu.
Остальные
форматы, такие как .fb2, .fb2.zip, .txt, .rtf, .doc,
.epub, .chm, .pdb, .prc, .mobi – с
успехом покрывает CoolReader.
Таким
образом, связка Mantano+Edroid+CoolReader
охватывает весь спектр форматов.
Конвертировать форматы считаю
нецелесообразным.
Возможно,
есть еще более продвинутые и удобные
читалки. Буду рад, если читатели сообщат
об этом в комментариях.
Качеством
картинки доволен — оно более чем
достойное при всех увеличениях. Глаз
не напрягается, а это важно.
Выводы
Итак,
сохранить здоровье ребенка, пропускаемого
через жернова нашей системы образования,
возможно только комплексным методом,
в рамках которого планшет занял достойное
место.
В
первый же день его использования дочка
пошла в школу не с тяжеленным ранцем —
а с симпатичной сумочкой. Это был анриал.
Разрыв шаблона. Слом стереотипов.
Правда,
один учебник — физики, — в сумочке всё
же был: учительница этого предмета, как
говорится, «немного против». Вероятно,
в этом случае физика была перепутана с
физкультурой, что бывает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий