среда, 9 октября 2013 г.

Как мы разгружали спину. Школьникам.


Начиная с 5-го класса, пришлось столкнуться со стремительны увеличением веса школьного рюкзака. В начальных и средних классах это не составляло большой проблемы, т.к. школьник сопровождался, как правило, одним из родителей.
Но уже в 6-м классе дочь начала потихоньку ходить в школу сама, что на следующий год превратилось в систему.

Именно на средние и старшие классы и приходится немалая весовая нагрузка — в отдельные дни масса одних только учебных материалов достигает 7 кг. А ведь бывает еще и сменная обувь, одежда и прочие необходимые вещи.
Нагрузки на спину, таким образом, возросли и с этим надо было что-то делать.
Вопрос решался комплексно. Во-первых, любой ребенок, не имеющий противопоказаний, должен заниматься спортом. Не профессиональным и не на износ — но по возможности регулярным: для укрепления организма и психики. С этим у нас было всё в порядке: дочка занималась бальными танцами, где осанке, как известно, уделяется первостепенное внимание. Ходила и на ролики/коньки, летом много плавала и т.д.
Однако если на паркете она выглядела как струнка, то вот в обыденной жизни все время приходилось делать замечания касаемо сутулости: сказывалась как предрасположенность к ней — так и длительные занятия за неэргономичными школьными партами.

Лирическое отступление по поводу парт
В сидячем положении наш современный школьник проводит часов пять в школе и дома еще два-три. Итого восемь часов нагрузок, несвойственных человеческой природе: зрительная работа на близком расстоянии и сидение над горизонтальной рабочей поверхностью.
Дома у нас парта, кстати, наклонная.
Искал её в своё время по всему Киеву — и один экземпляр найти-таки удалось. Это в 2007 году. Уже этот факт тонко намекает, что с эрисмановскими партами у нас в стране было не очень.
И не только потому, что плохая власть-де, гнобит простой народ: отсутствовал социальный запрос. Я проводил опросы — не менее половины взрослых не понимает необходимости в специальной парте, имеющую наклонную столешницу, подножку, рационально наклоненную спинку и пр. Не потому, что такая парта дороже — просто не считают это нужным.
Мне приходилось работать (дистанционно) с врачом-специалистом по этому профилю — Евгением Иосифовичем Райзманом, практикующим детским хирургом-ортопедом. В свое время он добился введения в начальных школах именно наклонных парт — как это было при СССР и РИ. Я проектировал по его заказу еще более универсальную парту, но...сам заказчик куда-то исчез и пару лет назад работы приостановились. Очень жаль.
Итак, мы остановились на том, что даже занятия спортом в сочетании с домашней ортопедической партой не давали нужного эффекта.

Переноска
Второе средство, которое было пущено в ход как только дочка встала «на крыло» — приобретен хороший рюкзак:
Рюкзак выбирался скрупулезно и результат превзошел ожидания: эргономика и удобство обращения — выше всяких похвал. Всё продумано. Дизайн отличный, материалы — качественные. Умеют наши делать!
Конечно, рельефная «ортопедическая» спинка и правильно подогнанные ремни — большое дело. Но даже с таким рюкзаком, идти полтора километра в один конец, из которых добрая верста в гору — на любителя.

Третий путь
Требовалось радикальное решение по уменьшению веса переносимого груза. Оно лежало на поверхности: нужно конвертировать учебную литературу в электронный вид.
К тому времени, такое явление как электронный планшет и электронная книга входили в нашу повседневную жизнь стремительными темпами.
Правда, это казалось окружающих — а сами мы были как бы в стороне от прогресса, обходясь минимумом гаджетов. Был значим и социальный фактор: школа у нас вполне себе обычная (хотя и неплохая по культуре школьников), и планшет могли позволить себе немногие.
Однако уже год назад в мировом планшетостроении произошел скачок, и они стали более доступны по цене. Персонального компьютера у дочки не было а электронные книги были отвергнуты вследствие узости их применения. Требовался портативный мультимедийный, а точнее, информационный центр.

Выбор планшета
Планшеты с узким экраном формата 16:9 были отвергнуты сразу: они оптимизированы скорее под просмотр кино.
Школьные же учебники (да и все нормальные книги) имеют соотношение сторон примерно 3:4 – причем это касается как одиночной страницы, так и разворота. Значит, на вытянутом мониторе страница будет помещаться нерационально.
Лично я нормально воспринимаю вытянутые мониторы лишь со средних диагоналей; смотреть на маленькие «полоски» — пытка. Про золотое сечение тут говорить не будем — и так все знают.
Второй аспект — размер монитора: слишком маленький будет неудобен и вреден для зрения. Кроме того, изображение придется часто масштабировать что приведет к повышенному энергопотреблению и чисто бытовой суете.
Но и большой монитор — дорого. Кроме того, и не всегда удобно. Поэтому остановился на диагонали в 8 дюймов.
Третий критерий — производитель и производительность. На дешевые модели не ориентировался принципиально: во-первых, пользоваться изделием будет подросток, которому не нужны мелкие раздражающие проблемы, касающиеся интерфейса и особенно скорости его работы.
Во-вторых, малобюджетные производители плохо оптимизируют конфигурацию. Один из распостраненных проектировочных недостатков (преследующих маркетинговые, впрочем, цели) — сочетание мощного процессора со слабой батареей, которую потом сложно заменить.
На этот счет есть отличная статья, не поленитесь прочесть. Написанное в ней подтвердилось со временем, в ходе эксплуатации нашего экземпляра.
Особых мучений с выбором не было: на тот момент именно ViewSonic ViewPad VB80a Pro и стоил для своих характеристик вполне вменяемые деньги — полторы тысячи гривен. 

К нему придавался акционный чехол:
Планшет был куплен весной и на протяжении теплого сезона показал себя превосходно. Но наступил сентябрь и дочке опять пришлось каждое утро воспроизводить картину «Переход Суворова через Альпы». Сопровождать её все время удавалось не всегда.
Час «П» пробил.

Закачка учебников в планшет
Вот мы и перешли к теме, ради которой городилась вся статья. По закону жанра, она должна быть освещена предельно кратко :)
Итак, имеем планшет с операционной системой Android 4.1.1
Что нам понадобится для чтения учебников на нём:
  1. сами учебники
  2. программы для чтения ПДФ и файлов djvu
Где найти учебники в электронном виде
Лучший ресурс по украинским учебникам, который был обнаружен — это http://shkola.yccat.com/index.html. Разумеется, на просторах интернета можно найти учебники и россыпью, но именно на этом сайте всё предельно систематизировано и в хорошем качестве.
Более того, все ссылки — прямые, без надоевших файлообменников. Часть учебников представлена в обоих форматах — pdf и djvu. Учебники, например, нужного мне 8-го класса — все в pdf.
Ресурс, кстати, русскоязычный. Вот что там декларируется:
Вся информация распространяется совершенно бесплатно.
Цените труд тех кто вам помогает и помогайте людям сами.
Что ж — достойно! Спасибо авторам сайта за то, что делают сами то, к чему призывают.


Чем читать на планшете
Были протестированы две бесплатные программы для чтения pdf-файлов:
 Mantano Reader - http://www.mantano.com/

Обе программы имеют общие качества, облегчающие работу с учебниками:
  • начальный интерфейс в виде «книжной полки», где высвечиваются, в стилизованном виде книги, открытые ранее. Это избавляет школьника в необходимости ковыряться в файл-менеджере и позволяет выбрать нужный учебный материал достаточно оперативно. На уроке это важно;
  • привычная для PDA возможность регулировать масштаб а) двойным прикосновением б) сдвиганием/раздвиганием пальцев;
  • наличие инверсного режима — буквы белые, фон черный. ИМХО — самая зачетная фишка — меньше слепит под партой, лучше бережет батарейки;
Выбор пал на «мантану». Причины:
  • быстрее подгружаются страницы — опять, таки, на уроке это важно;
  • возможность регулировки яркости экрана прямо из программы! Для этого достаточно провести пальцев вдоль левой стороны экрана (которая обычно не используется) вверх или вниз. Очень удобно!
  • исключительно удобные режимы просмотра: в вертикальном положении планшета отображается одна страница и их пролистывание производится по горизонтали, как и обычно. Зато в горизонтальном положении планшета, страница вписывается по ширине и видна в укрупненном виде. В этом случае прокрутка и пролистывание происходят вертикально. Таким образом, нет необходимости постоянно щелкать пальцами для масштабирования (хотя и это возможно): для просмотра в укрупненном виде достаточно повернуть планшет и работать в «макро»режиме. Очень продуманная возможность.
А вот негативный режим отображается только в ч/б виде: неприятно, хотя и терпимо.
Среди нескольких протестированных djvu-читалок существенных различий между ними обнаружено не было. Есть универсальная программа Edroid, открывающая и pdf и djvu.
Остальные форматы, такие как .fb2, .fb2.zip, .txt, .rtf, .doc, .epub, .chm, .pdb, .prc, .mobi – с успехом покрывает CoolReader.
Таким образом, связка Mantano+Edroid+CoolReader охватывает весь спектр форматов. Конвертировать форматы считаю нецелесообразным.

Возможно, есть еще более продвинутые и удобные читалки. Буду рад, если читатели сообщат об этом в комментариях.
Качеством картинки доволен — оно более чем достойное при всех увеличениях. Глаз не напрягается, а это важно.

Выводы
Итак, сохранить здоровье ребенка, пропускаемого через жернова нашей системы образования, возможно только комплексным методом, в рамках которого планшет занял достойное место.
В первый же день его использования дочка пошла в школу не с тяжеленным ранцем — а с симпатичной сумочкой. Это был анриал. Разрыв шаблона. Слом стереотипов.

Правда, один учебник — физики, — в сумочке всё же был: учительница этого предмета, как говорится, «немного против». Вероятно, в этом случае физика была перепутана с физкультурой, что бывает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий