понедельник, 24 октября 2011 г.

«Искатели»

Пару недель назад, в начале октября, решил кратковременно съездить на дачу - собрать оставшиеся яблоки, виноград-лимонник и, чего греха таить, подзагорнуть маненько. Солнце было яркое, погода теплая - 20-23, вода в Днепре - не ледяная - 16.
Обычно на пляже я слушаю аудиокниги; этим летом с интересном познакомился с «Вампиризмом» Литвака (весьма познавательно и временами смешно), в текущий же момент прорабатывал Азимова «Слова на карте». Последняя книжка, к слову, настолько емка, с одной стороны, и прослушивалась столь фрагметнарно, с другой - что её ознакомление, начавшееся с середины лета, не закончилось до сих пор: негде. Ибо во время работы я могу слушать лишь Вассермана (и то при работе технической, количество которой стремлюсь сокращать) - но у него медленная и предельно структурированная речь. Остальные же аудиокниги заставляют подстраиваться под них - а посему нигде, кроме как на пляже, слушать их не удавалось; оно и к лучшему.

Приехал, значит, я на дачу, и, собираясь на реку, обнаружил, что стереогарнитуры к мобильнику и нет; забыл я её впопыхах. Поскольку валяться без дела мне не улыбалось, произвел лихорадочный поиск литературы, в результате чего и обнаружил одноименную книгу Даниила Гранина (настоящая фамилия которого, к слову, Герман, а родился он в семье лесника. Лесник - и Герман. «Маляр и особняк».)

Тут я даже обрадовался. Во-первых, книжка была приятно оформлена - типографика обложки расслабляла глаз (кто в этом разбирается), ненасыщенный желтый фон - вообще друг индейца:


Давно такого лаконизма не встречал - даже как-то отпустило. Во-вторых, самый известный роман Гранина «Иду на грозу» мне показался в свое время грустным, безнадежным и упадочным.

И вот, значит, "Искатели". Разлегшись под нежными лучами солнца и прочее бла-бла-бла, приступил к чтению. Произведение оказалось бодрым, временами юмористичным, по-инженерному дотошным и вообще написанным тем особым слогом, который отличает человека аналитического склада ума с художественной, что называется, жилкой. Читалось легко. В перерывах бегал купаться и пить кофе; немного думал. На пляже, как водится в такой сезон (да и не только), никого не было.

В отличии от романа «Иду на грозу» - закончившегося, как известно, попытками главного героя реанимировать провалившуюся идею грозоуказателя, в данном случае прибор был успешно испытан, а любовный многоугольник удался менее напряженным. И если в «грозе» руководитель группы, не посчитавшись с чувствами одного из ответственных фигурантов мероприятия, создал психологическую предпосылку для катастрофы, в «искателях» основной персонаж поступил более морально, хоть жизнь людей на кону не стояла. При этом ощущения героя носили не только гуманистический, но и эгоцентрический характер, т.е. ему было бы неприятно совершать поступок, к которому, казалось, подталкивала ситуация. Да и в наше, более свободное в этом отношении, время, вряд ли исход был иным - если рассуждать с позиции глубоких чувств, конечно. Без «чуйств» же - «пажаласта». А так и надо.

Впрочем, главных героев и там и там роднит определенная нерешительность в личном плане, которая им в среднесрочной перспективе вредит.

Но интересно другое. Роман, написанный в сталинское время - более живой, четкий, упорядоченный, позитивный и, повторюсь, местами ироничный. Вкрапления «советчины» - минимальны, а если читать со включенным «спам-фильтром» - и вовсе незаметны. Есть пара моментов, с торчащими ушами XIX съезда и иже с ними, заботливо выставленных автором. Реалии советского быта также (в обоих произведениях) ненавязчивы, и ненавязчивы они, подозреваю, не потому, что «об этом нельзя было писать» - а в силу сосредоточенности героев на основной задаче. Равно как и автора, занимавшегося в свое время тем же.

Психологизм отношений внутри технического коллектива показан потрясающе. Меж- и внутриведомственные интриги - увлекательны. Читал взахлеб.

Разумеется, полдня, проведенных на пляже, не прошли просто так. Им предшествовала напряженная работа над корпусом прибора (тоже по-своему, нового), зато последующие усилия приобрели, под влиянием романа, более вдохновенный характер.

К слову, планировавшаяся в тот вечер танцевальная отработка приказала долго жить: новая партнерша, в силу житейских обстоятельств , взяла тайм-аут на время, как показало время (однако, каламбур) совершенно неопределенное, чем продолжила блистательную серию провалов на этом фронте, еще ждущую, впрочем, отдельного повествования. :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий